Глава 10. Мормоны в России

Руководители секты мормонов с самого начала ее возникновения серьёзно относились к задаче принести свое “восстановленное евангелие” в самую большую страну мира – Россию.

Уже в 1843 году Россия рассматривалась как лакомый кусочек для деятельности мормонских миссионеров. В этот год Джозеф Смит призвал Орсона Хайда и Джорджа Дж. Адамса на миссию в Санкт-Петербург, чтобы “привнести полноту Евангелия народу той необъятной империи, которой также уготована одна из самых важных ролей, связанных с продвижением и возведением царства Божьего в последние дни, о чем в данное время говорить не положено”.

И это всего лишь через 13 лет после основания мормонской церкви! Однако через год эта миссия была отменена из-за смерти Смита. Если бы миссия состоялась, то у России была бы сомнительная честь стать третьей неамериканской страной, после Канады и Великобритании, в которой проводилась вербовочная деятельность секты.

Первые зафиксированные случаи обращения в мормонизм на территории России относятся к концу XIX века. Так, в июне 1895 года Джоан (Йохан) Линделоф и его жена Алма приняли мормонское крещение в реке Неве. Специально для этого в Санкт-Петербург был послан старейшина Август Джоэл Хоглунд, который провел крещение и подготовку к нему. За много лет до этого г-н Линделоф слышал, как мормонское “евангелие” проповедовалось в его родной Финляндии, тогда же один из мормонских миссионеров крестил его мать. Позднее Йохан, золотых дел мастер, вместе со своей женой Алмой переехал в Россию. Через 16 лет в ответ на письма, которые Линделофы писали президенту Скандинавской миссии, и был послан к ним Аугуст Хоглунд. После этого семью Линделофов регулярно навещали.

В 1903 году, во время одного из таких визитов старейшина Френсис М. Лаймэн, один из 12-ти апостолов того времени и по совместительству президент Европейской миссии, в сопровождении Джозефа Дж. Кэнона, посетил Санкт-Петербург. Двое из детей Линделофов были к тому времени крещеными мормонами. Г-н Лаймен прибыл с целью “освятить” страну для проповеди мормонского евангелия. Три дня спустя он отправился в Москву и повторил там свою молитву, чтобы в России как можно быстрее развернулась работа по обращению россиян в мормонизм. Главной причиной приезда мормонского апостола стал царский указ, провозгласивший в государстве свободу вероисповедания. В том же 1903 году в Латвию приехал старейшина-венгр Миша Марков, который в свое время был первым мормонским миссионером в Сербии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Старейшина Марков сообщил о своих намерениях местным властям и 9 сентября произнес проповедь перед несколькими семьями латвийских немцев. Несколько человек изъявили желание принять мормонское крещение, однако местные власти потребовали от Маркова прекратить работу и пионер-проповедник, следуя указаниям, полученным от своих руководителей, покинул Латвию.

Четырнадцать лет спустя разразился октябрьский большевистский переворот, который вновь помешал мормонским планам внедриться на территорию нашей страны.

В 1918 году, при попытке раскулачить Линделофов, эта семья была заключена в трудовой лагерь, их дом был разрушен, а имущество конфисковано. Из семерых детей выжили только один сын и одна дочь. Известно, что две дочери умерли в ссылке. Судьба остальных трех детей неизвестна. Последнее на то время крещение на территории России (и, кстати, первое на Дальнем Востоке) состоялось в 1919 году, когда военнослужащий американского Экспедиционного корпуса Эндрю Хасберг был крещен в озере неподалеку от Владивостока. Но в остальном границы России для проповеди мормонизма наглухо закрылись.

Руководство секты довольно резко отреагировало на эту ситуацию. Один за другим президенты церкви СПД осуждали коммунизм и приравнивали его к сатанизму. В 1942 году второй советник президента Дэвид О. Мак-Кей официально заявил: “Коммунизм разрушает данное человеку от Бога право свободного выбора… СПД не могут быть верными своим убеждениям и оказывать помощь, поддержку или проявлять симпатию к любой из этих ложных философий. Они будут для них ловушкой”. А в 1977 году Эзра Тафт Бенсон, апостол и будущий 13-й президент секты, даже предложил убрать из учебных программ Университета Бригама Янга не только преподавание, но и само упоминание марксизма. Тем не менее трудности в завоевании России не испугали мормонов. В 1945 году “пророк Джордж Альберт Смит оптимистично утверждал:

“Я смотрю на Россию, как на одно из самых плодотворных полей для проповеди евангелия Иисуса Христа. И если я не ошибаюсь, пройдет не так уж много времени, прежде чем живущие там народы захотят узнать что-нибудь об этом труде, изменившим жизнь стольких людей”

Мормоны стали терпеливо ждать удобного случая вновь проникнуть на территорию России.

Тем временем в мормонизм были обращены россияне, жившие за границей, как, например, Андрей Анастасьин (иногда в мормонских изданиях Андре Анастасьон). Он принял мормонское крещение в 1917 году и позднее перевел Книгу Мормона на русский язык. Официально же мормонская церковь не была признана в России до проведения реформ в 1990 году.

Правда до второй мировой войны в городах, которые сейчас входят в состав России, размещались два прихода мормонской церкви. К 1938 году в Кенигсберге, ныне Калининграде, насчитывалось 438, а в Тильзите, ныне Советске, - 93 мормона. После Второй Мировой войны все остальные контакты мормонов с нашей страной были закрыты; и они оставались закрытыми до 1959 года, когда состоялся следующий визит в Россию представителя церкви СПД. Этим человеком был Эзра Тафт Бенсон, член Кворума Двенадцати Апостолов (впоследствии мормонский пророк), бывший тогда министром сельского хозяйства США. Он посетил центральную баптистскую церковь в Москве и обратился к полному залу с пламенной проповедью.

Через 70 лет после октябрьской революции в воздухе уже витали перемены – к власти в СССР пришел Михаил Горбачев. Провозглашенная им политика “перестройки” и “гласности” принесла много перемен, хотя никаких существенных сдвигов в отношении разрешения впустить мормонских миссионеров пока не намечалось.

Мормоны все еще не имели возможности начать работу внутри страны, зато граждане СССР сами получили возможность свободно ездить в другие страны. И первые одиночные новообращенные мормоны появились именно среди таких туристов. Эстонец Валерий Роста стал мормом во время отпуска, проведенного в Будапеште, а 18-летняя Ольга Смолякова гостила у друзей в Италии, один из которых познакомил девушку с мормонскими миссионерами. Перед отъездом на родину Ольга крестилась.

В 1987 году Расселл М. Нельсон из Кворума Двенадцати Апостолов и Ганс Б. Рингтер из Кворума Семидесяти приехали в Москву. Тогда же состоялась их встреча с председателем cоветского комитета по делам религий, чтобы обсудить вопрос о возможном официальном признании мормонов в СССР. Но разрешения проповедовать мормоны при этом не получили. Им объяснили, что для официального признания какой-либо религии требуется письменное заявление двадцати советских граждан, проживающих в пределах одной и той же территориальной единицы. Единственный способ, которым мормоны могли тогда проникнуть на территорию СССР – это приехать по каким-то делам, не связанным с сектой. Естественно, что они этим способом воспользовались. В сентябре 1989 года Дэннис Б. Нойнчвандер (в то время президент Австрийской Венской Восточной миссии, ныне член кворума семидесяти апостолов) отправился в Россию с целью изучить обстановку на месте. Задача Нойнчвандера упрощалась тем, что он владел русским языком. Во время своей поездки он посетил семью Теребининых в Ленинграде и Ольгу Смолякову в Москве. Одним из сотрудников американского посольства в Москве в то время был мормон Дон Торнтон, на квартире которого, после визита Нойнчвандера начала собираться на “воскресные службы” первая в СССР небольшая группа мормонов. Вскоре эти собрания стали посещать и российские мормоны, обращенные в других странах. Эта группа в результате стала первым небольшим мормонским приходом в России.

Через месяц, на состоявшейся в Будапеште встрече президентов европейских миссий, старейшины Нельсон и Рингтер заявляют, что пора активно развивать завоеванные в СССР плацдармы. Происходящие тем временем в Европе перемены (в ноябре была разрушена Берлинская стена) указывают мормонам, что пора действовать. И действия не заставили себя долго ждать.

В октябре 1989 года уже упомянутый Дэннис Б. Нойнчвандер и Стивен Р. Мэкем (тогда президент Финляндской Хельсинской миссии) были уполномочены “принести евангелие” в Советский союз. Через несколько месяцев Рассел М. Нельсон из кворума 12-ти апостолов официально “освятил” Эстонию для мормонской проповеди и “вознес в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) молитву благодарности, призвав благословения небесные на народы Эстонии и России”.

В декабре 1989 года при помощи финских миссионеров секты начинаются регулярные собрания в Таллинне, Ленинграде и Выборге. Тогда же президент Мэкем с женой наносят визит в Ленинград и в своем гостинничном номере проводят первое официальное причастное собрание мормонов в России. 8 декабря старейшины Дэвид Рейган и Кевин Декстер первыми из миссионеров полного дня вступают на территорию СССР. Эти двое молодых людей в сопровождении Юссии Кемппайнена (первого советника президента Хельсинской миссии) и супругов Мэкем, остаются на выходные в Таллине, проповедуют и проводят воскресное собрание. 16 декабря старейшина Рейган возвращается в Таллин вместе с миссионером из Финляндии Харри Ахо. На следующий день в сауне гостинницы было совершено первое в Эстонской республике “крещение”. Через несколько дней был крещен Яанус Силла, который впоследствии станет первым мормонским миссионером из СССР за рубежом. 13 января 1990 года Юсси Кемпайнен едет вместе со старейшиной Рейганом в Ленинград, где они проводят несколько собраний. В конце старейшины Рейган и Декстер возвращаются в Ленинград, чтобы в течение двух недель проводить вербовку на улицах города и делать обходы по квартирам, предлагая принять смитовское евангелие. Впоследствии Кевина Декстера в Ленинграде заменил старейшина Берт Довер. 3 февраля состоялось первое в России крещение с 1917 года. Антон Скрипко, крестившийся в этот день, впоследствии станет первым миссионером, поехавшим на миссию за рубеж (в штат Юта). В первое воскресенье месяца президент Нойнчвандер посещает собрание в Москве. Впервые русских приходит на встречу больше, чем американцев. В конце февраля миссионеры проводят собрание в библиотеке города Выборга, на котором присутствуют около 30 человек. Российские мормоны, обращенные за пределами страны, вернулись и вместе с мормонами из Финляндии, проживавшими в Санкт-Петербурге (Ленинграде), образовали ядра первых небольших приходов в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и Выборге, а в апреле 1990 года для постоянной работы в Выборг приезжают старейшины Джон Уэпстер и Иван Стратов.

Тем временем эстонский министр по делам религии Антс Лимметс, с которым у президентов Мэкема и Кемллайнена установились дружеские отношения, обещает помочь в скорейшем рассмотрении вопроса. Вскоре официальное признание от Эстонского правительства было получено.

27-29 апреля советский посол в США Юрий Дубинин наносит визит в Солт-Лейк-Сити, где выступает с речью на конференции кола. В июле 1990 года создана Финлянская Восточно-Хельсенская миссия, в которую вошли округа в Таллине, Выборге, Ленинграде, Москве и некоторых других городах. Президентом миссии стал профессор русского языка в Университете Бригама Янга Гэри Л. Браунинг. К этому времени приход в Ленинграде насчитывал около ста членов, а приход в Выборге – 25 человек. Всего в России к июлю 1990 года церковь СПД насчитывала 156 членов. 13 сентября 1990 года небольшой приход в Ленинграде получает признание на муниципальном уровне. А первого октября того же года выходит Закон о свободе вероисповедания, открывший перед мормонами широкую дорогу. По словам “старейшины в священстве Мелхиседековом Церкви Иисуса Христа святых последних дней” И. Михайлусенко “главный постулат мормонской религии – возвращение к истокам христианского учения. … Он утверждает, что вероисповедание не ограничивается посещением храма (sic) по воскресеньям, но что религия является образом жизни; если брак был скреплен священником от имени Бога и в Доме Бога (в храме), то семейные узы не разрываются даже могилой. Мормоны выступают против сребролюбия, лжи, эгоизма, они утверждают труд как вечный закон. Церковь мормонов учит уважать закон и быть лояльным к государству и правителям”. В заключение И. Михайлусенко подчеркивает, что “хотя мормоны – явление чисто американское, они существуют уже почти в 100 странах мира, насчитывая в общей сложности около 10 миллионов человек. С сентября 1990 года Церковь мормонов официально признана в РСФСР” В это время президент Браунинг отправляет миссионеров в Москву и Киев. В конце февраля 1991 года церковь СПД направляет в Эстонию и Россию 1800 посылок с пищей и витаминами, предназначенных как для самих мормонов, так и для нуждающихся не-мормонов.

В 1991 году немалый резонанс получило выступление Мормонского Табернакального хора в Большом театре в Москве и в Ленинграде (Санкт-Петербурге). По оценкам, запись этого концерта транслировалась на аудиторию примерно 339 миллионов человек. На состоявшемся 24 июня банкете после выступления хора Александр Руцкой, вице-президент РСФСР, объявил, что 21 мая 1991 года Россия официально признала и зарегистрировала мормонскую церковь на государственном уровне. Тогда же, в июне 1991 года, в Киеве создан первый мормонский приход. Осенью 1991 года под руководством Гэри Браунинга там началась вербовочная деятельность. 12 сентября апостолы Бойд Пэкер и Даллин Оукс посетили Киев и встретились с группой из 40 человек, включая местных мормонов, миссионеров и гостей.

Вот как описывает время становления церкви СПД в России официальный мормонский журнал “Лиахона”:

“Российские новообращенные и интересующиеся Церковью встречали на своем пути препятствия, приводившие их в растерянность. Главным было широко бытовавшее мнение, будто вступление в иную церковь – это предательство по отношению к российскому христианству, воплощенному в прекрасных зданиях и сложных Богослужениях Русской Православной церкви.

В противоположность этому Святые последних дней и интересующиеся Церковью собирались в скромных школах, библиотеках и других помещениях, которые они могли арендовать на три часа по воскресеньям. В Церкви было очень мало материалов на русском языке, а непрофессиональные руководители и учителя были неопытны. Часто законы десятины и целомудрия представляли собой реальные проблемы, так же как и Слово Мудрости. Принятие Евангелия требовало веры и мужества.

Многие интересующиеся Церковью россияне, привыкшие к детально разработанным, но безличным религиозным службам, откликнулись на простую церковную службу, в которой обряд менее важен, чем личный вклад и духовный рост”.

3 февраля 1992 года были созданы Российская Московская (президент Гэри Браунинг) и Российская Санкт-Петербургская (президент Томас Роджерс) миссии мормонов, ставшие соответственно 272-й и 273-й миссиями церкви СПД (на 31 декабря 2001 года всего в мире было уже 333 мормонских миссии). В это время по всей России насчитывалось приблизительно 750 членов секты. Примерно тогда же была образована Украинская Киевская Миссия (президент Говард Биддолф), 35 миссионеров которой работали на всей территории Украины. 24 июня 1992 года “Литературная газета” сообщила, что “в Киеве прочно обосновалась миссия Церкви Иисуса Христа святых последних дней. В составе миссии – около 40 человек, в основном это американские студенты, которые на год приехали за свой счет в столицу Украины. За свой счет живет здесь и президент миссии – американский профессор-политолог Говард Бддолф… Не знаю, удастся ли при нашей межконфессиональной неразберихе обрести мормонской церкви на Украине большое количество новых прихожан. “Религия мормонов – это религия радостная, без священников и строгих храмов, главные постулаты которой состоят в том, что все мы – не рабы божьи, а его любимые дети, что своей смертью Христос искупил грехи человеческие, а потому рождаются люди безгрешными, - пишет корреспондент этой газеты Сергей Киселев. – Мы же верующие и неверующие, - привыкли к мысли, что счастье приходит лишь через страдания, что нам все время необходимо искупать свои и чужие грехи. Поэтому, очевидно, перестраиваться будет сложно”.

17-20 мая 1992 года в Будапеште проходило международное совещание по свободе вероисповедания и национальным правам человека. На этой встрече апостол Даллин Оукс установил контакты с латвийскими представителями, и 17 июня 1992 года в Ригу прибыли первые мормонские миссионеры: старейшины Мэтью Лаймен и Майкл Ван Паттен. Через две недели в Ригу приехали супруги-миссионеры Борис и Лизеллот Шиль. 25 июля 1992 года был крещен первый латыш – Гунарс Кавалс. В марте 1993 года Латвию посетил апостол Джеймс Фауст. В то время в Латвии было уже около 40 мормонов. 11 мая апостол Рассэл Нельсон посвятил для вербовочной деятельности Белоруссию, а 20 мая другой апостол – М. Расселл Бэллард – посетил Литву.

Когда-то единственный московский небольшой приход разросся и стал делиться. В 1992 году в Москве было 6 приходов, а в 1993 году уже 15 небольших приходов. Подобный рост наблюдался и в Санкт-Петербурге. 1 июля 1993 года усилиями Московской миссии была образована Российская Самарская миссия (президент Арло Нельсон), а усилиями Санкт-Петербургской миссии – Латвийская Рижская миссия (президент Роберт Блэр), в которую вошли приходы в Литве, Латвии и Эстонии. Интенсивная вербовочная деятельность на Украине и снабжение Киевской миссии большим количеством гуманитарной помощи резко усилили рост секты в этом регионе. В июле 1993 года была создана Донецкая миссия (президент Лео Меррилл).

В августе 1993 года в Санкт-Петербург отправлено 16 тонн одежды и обуви в качестве гуманитарной помощи.

В июле 1994 года были образованы Российская Новосибирская и Российская миссия в Ростове-на-Дону, а в июле 1995 года появилась Российская Екатеринбургская миссия.

В феврале 1995 года в феврале в Тольятти приехали четыре миссионера из Российской Самарской миссии, чтобы вербовать новообращенных на улицах. Как сообщает газета “Комсомольская правда” от 10 октября 1996 года “первые мормоны, прибывшие из США, поселились в одном из вузовских общежитий, там, где когда-то обитали вьетнамцы с конвейра. Каждое утро братья мормонской церкви выходили на охоту. Однако, двадцатилетних миссионеров, прибывших обращать в свою веру местных “аборигенов”, подвели визитные карточки в виде значков у них на груди: ‘Старейшина Джозеф’, ‘Старейшина Кристиан’… Однажды местные жители перепутали старейшин с разносчиками гербалайфа и, поймав, набили им физиономии. Но, как ни странно, особо “достают” мормонов свои же “братаны” – члены секты “Свидетели Иеговы”, обосновавшиеся в Тольятти несколько раньше. “Свидетели” ловят старейшин на улицах города и, выражаясь современным языком, “наезжают” на них: “Еще раз здесь увидим – худо будет!” Несмотря на все эти неприятности, мормоны продолжают активную вербовку тольяттинцев. За короткий срок братья обратили в свою веру 18 человек, которые отныне вместо нормальной полноценной жизни стали ожидать конца света и наступления (для избранных) тысячилетнего царства Божьего на Земле”.

Старейшины Клейтон Кук и Кайл Пруссо, зайдя в офис тольятинской хоккейной команды, получили аудиенцию у ее руководителей. По сообщению газеты Church news от 3 июня 1995 года, после этого разговора исполнительный директор команды Владимир Эмильевич Зудин попросил миссионеров дать по экземпляру Книги Мормона каждому из игроков и тренеров команды. Спустя некоторое время мормонские миссионеры встретились с хоккеистами перед утренней тренировкой и, после краткого изложения учения секты, подарили им около 40 экземпляров Книги Мормона.

Следует отметить, что все эти “благодеяния” церковь СПД совершала и совершает далеко не бескорыстно. Главная цель мормонов – духовная экспансия, причем экспансия, распространяющаяся не только на живых, но и на мертвых. С 1984 года библиотека семейной истории (Family History Library) в г. Солт-Лейк Сити, созданная мормонами, собирает и отрабатывает данные из метрических книг, переписей населения и других документов, содержащих имена людей, прежде живших на земле. Эти имена необходимы для таинственных посвящений людей в члены их секты в своих храмах, вход в которые “посторонним” (не-мормонам и большинству мормонов) запрещен. Мормоны заочно включают в ряды своей секты умерших, пополняя списки своей организации миллионами усопших людей различных национальностей, вероисповеданий и убеждений (включая атеистов). Создаются и используются глобальные электронные базы данных, распространяются специальные компьютерные программы, современные носители информации на лазерных дисках. Все это подчинено главной идее секты о включении всех людей (как живых, так и умерших) в списки мормонов и построено на продуманной коммерческой основе.

Мормонами используется как общий интерес к генеалогии, так и чисто коммерческая заинтересованность архивов, находящихся в тяжелых экономических условиях. Например, большое пополнение хранилище Гранитной горы получило после Второй мировой войны: в 1945- 1948 годах “Святым последних дней” удалось микрофильмировать часть европейских архивов, находившихся тогда под контролем американских военных комендантов.

С этой же целью в 1992-1995 годах “Генеалогическое Общество штата Юта” заключило контракты с Архивными управлениями стран СНГ (России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Молдавии) и микрофильмировало около 20% всех выявленных ими церковных метрических книг (22 283 томов из 115 529 обнаруженных). Непосредственное техническое руководство деятельностью мормонов по микрофильмованию в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза осуществляется из “Центра Семейной Истории” (филиала “Библиотеки Семейной Истории”) во Франкфурте-на Майне (Западная Германия). Там же решаются вопросы организации новых филиалов и планируется дальнейшее микрофильмирование архивов. “Генеалогическое Общество штата Юта” предлагает архивным управлениям заключить с ним контракт на “взаимовыгодных” условиях, позволяющий мормонам микрофильмировать интересующие их архивные документы. Исходная базовая цена мормонов – 10 центов США за один кадр микрофильма (Чичиков в свое время предлагал “по восьми гривен за душу”). Однако, вместо ожидаемой архивистами круглой суммы, архив получает довольно скромную сумму, выплата которой растягивается из-за того, что работа занимает несколько лет. Например, на заседании Общества Историков-архивистов в Москве в 1996 году называлась общая сумма дохода России за уже изготовленные микрофильмы за 1992-1995 гг., которая составила около 40 тысяч долларов. Это цена доставленных в мормонское хранилище имен десятков тысяч россиян, живших в Астраханской, Казанской, Псковской, Тверской, Тобольской, Тульской губерниях и многих других областях России. Как сообщает газета “Известия”, “с 1992 года мормоны стали активно работать с архивными управлениями России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении с целью копирования архивных документов. Заключив контракт с государственной архивной службой России, мормоны получили доступ к архивам Астрахани, Тулы, Твери, Тобольска, Казани и скопировали множество метрических книг (православных, католических, лютеранских) и других документов. Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге предоставил мормонам в для микрофильмования метрические книги Санкт-Петербургской евангелически-лютеранской консистории, охватывавшей приходы значительной части бывшей российской империи”.

Для микрофильмирования мормоны используют уже имеющуюся в архивах аппаратуру, либо привозят собственные фотокамеры (часто устаревшие и отработавшие свое в Европе). Для первых копий документов мормоны используют свою специальную высококачественную фотопленку, которая переправляется через океан в подземные сейфы “Хранилища в Гранитной горе”. Вторые копии документов, которые должны оставаться в архивах по условиям контракта с мормонами, на деле не доступны отечественным исследователям. Особо радеющие труженики архивов с целью ускорения микрофильмирования их архивов, разрывают шнуры старинных книг, скрепленные церковными печатями, и расшивают их.

Астрахань:
отснято 10% (111 из 3467 томов) записей Православных церквей (например, собор Св. Николая, 1793-1855 гг.); в Гранитную гору доставлено 229 роликов микрофильмов

Карелия (г. Петрозаводск):
обнаружена 161 церковная книга, планируется сделать 51 ролик микрофильмов

Казань:
получено 5% (235 из 4942 томов) церковных книг; в Гранитную гору доставлен 151 ролик микрофильмов; планируется микрофильмировать 677 томов переписей населения

Псков:
получено 3% (590 из 20129 томов) церковных книг; в Гранитную гору доставлено 230 роликов микрофильмов; планируется микрофильмировать 4912 томов переписей населения

Санкт-Петербург:
получено 100% (274 из 274 томов) церковных книг евангелически - лютеранской духовной консистории; в Гранитную гору доставлено 137 роликов микрофильмов; планируется микрофильмировать и другие коллекции документов

Тобольск:
получено 22% (393 из 1774 томов) церковных книг; в Гранитную гору доставлено 225 роликов микрофильмов; планируется микрофильмировать 5009 томов переписей населения

Томск:
получено 5
9% (2088 из 3543 томов) церковных книг; в Гранитную гору доставлено 282 ролика микрофильмов
Тула:
получено 24% (2008 из 8469 томов) церковных книг; в Гранитную гору доставлено 464 ролика микрофильмов; планируется микрофильмировать 1485 томов переписей населения и 6956 томов документов о дворянстве, а также многие другие архивные коллекции

Тверь:
получено 18% (915 из 4996 томов) церковных книг; в Гранитную гору доставлено 498 роликов микрофильмов.
Всего из России к середине 1995 года мормоны вывезли за океан, в свое хранилище Гранитной горы, более 2216 роликов микрофильмов (более 6614 томов церковных книг и других документов). Цель мормонов - массовое копирование всей архивной информации в России.
В результате этой скрытой от общественности деятельности мормонов и содействии им государственных лиц в архивной системе, оправдывающих все только сиюминутным коммерческим интересом, предки многих из нас состоят уже в списках этой заморской секты. Мало того, микрофильмы наших архивов становятся собственностью “Корпорации Президента” мормонов и потому российскому исследователю родословий придется обращаться за океан, в штат Юта, в мормонскую “Библиотеку Семейной истории” за информацией о наших предках, на которую уже наложено авторское право.

Крайняя бедность архивистов, недостаточность технического оснащения архивов, отсутствие государственной программы использования генеалогических документов позволяют мормонам монополизировать архивную информацию и ставят всех нас в унизительное положение. Трудно оценить ущерб, наносимый деятельностью мормонов, при попустительстве ответственных лиц в архивах нашему национальному достоянию, нашей исторической памяти, не говоря уже о недопустимости тайных оккультных манипуляций тоталитарных сект с именами наших предков! Деятельность мормонов совершается при попустительстве ответственных лиц в наших архивах. Очевидно, что архивные управления еще не представляют себе масштабов волнений населения России и верующих в частности, когда они узнают о “взаимовыгодных” контрактах с сектой мормонов и о “головокружительной” прибыли для нашей страны от продажи “мертвых душ” наших предков.

Приведем отрывок из Правового заключения от 9 апреля 2002 г. относительно правомерности по предоставления Генеалогическому обществу штата Юта (США) (религиозное объединение мормонов) возможности микрофильмирования российских архивов:

“В результате этой, мало известной широкой общественности, деятельности мормонов и содействии ей некоторых служащих в государственной архивной системе, предки миллионов россиян помимо своей воли “пополнили” списки американской религиозной секты мормонов. С публичным использованием их имен и метрических данных были совершены и, возможно, совершаются и ныне, оккультно-религиозные мистические обряды. В дальнейшем эти данные и сам “факт” “приобщения” к Мормонской церкви этих живших прежде и исповедовавших разные религии людей используются для пропагандистских и миссионерских кампаний мормонских организаций, поскольку все люди, над которыми заочно совершено это индивидуальное “посвящение” в мормоны, считаются уже принадлежащими к данной секте.
Такие действия Мормонской церкви приводят к отрицательным социальным последствиям, подрывают социальную стабильность в российском обществе, способствуют обострению межконфессиональной напряженности в Российской Федерации и несут угрозу опасного социального конфликта.
Для того, чтобы представить себе всю потенциальную социальную опасность этой деятельности мормонов следует более внимательно рассмотреть мировоззренческие, духовно-нравственные основания, на которых строится отношение к данной деятельности мормонов со стороны последователей основных традиционных религиозных конфессий в России.
Российские граждане, исповедующие православное христианство, последователи мусульманской религии, люди,
принадлежащие различным деноминациям протестантизма, иудаизма, римо-католики, по социологическим подсчетам, составляют в совокупности большую часть современного российского общества. Их религиозные чувства и вера оказываются глубоко оскорбленными такими действиями мормонов, поскольку с мировоззренческих позиций этих религий эти действия являются беспримерным кощунством, надругательством над предками, осквернением их памяти и принятого в их религиозных традициях почитания предков. Тем более что “посвящают”, “перекрещивают” их предков в религию, которая, многими богословами оценивается как богохульная, если не сатанистская. Очевидно, что такие действия Мормонской церкви в отношении их предков оцениваются верующими россиянами как агрессивное проявление религиозной вражды и, в свою очередь, провоцируют ответное чувство религиозной вражды к самим мормонам.
Сообщения о том, что в некой организации, оцениваемой авторитетными представителями традиционных религий в России как антихристианская иностранная религиозная
секта, проводят религиозные ритуалы по “приобщению” к ней их умерших родственников, несомненно, приносят глубокие нравственные страдания всем тем, кто выражает принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, исламу, иудаизму, а также верующим многих других религий в России.
Здесь надо иметь в виду, что в религиозной картине мира основных теистических религий, к которым принадлежат подавляющее большинство религиозных людей в России, не существует “мертвых” в том же смысле, как понимают это атеисты и неверующие. В частности, православные христиане считают всех умерших людей, в том числе и своих предков, не мертвыми, а усопшими (почившими) до Страшного Суда. По Библии, у Бога “все живы”, т.е. души умерших предков считаются в библейских религиях живыми, сознающими, чувствующими, способными сознавать, чувствовать, наслаждаться или страдать. Более того, считается, что с душами своих усопших предков верующие люди могут и должны (это входит в их религиозные обязанности) поддерживать духовную молитвенную связь, которая выражается в индивидуальной молитве о религиозном спасении предков, семейных молитвах за предков и в общественных, церковных молитвенных и иных поминаниях предков. Эта связь, по тем же представлениям, принятым в этих основных религиях народов России, имеет важное значение для загробного существования почивших предков и занимает в мировоззрении и самоощущении верующих людей весьма значительное место.
Считается, что молитвы Богу, святым и т.д. за предков могут реально воздействовать на их состояние в загробном мире в положительном смысле (молитвенное заступничество, молитвенное предстательство). В частности, могут облегчать их посмертные страдания. За своих усопших предков православные христиане молятся в церкви, поминая их каждого по имени. Именно упоминание имени усопшего предка рассматривается как непосредственное обращение к нему, как средство установления с ним духовной связи. Поэтому значимы любые действия, заключающиеся в выражении к почившим предкам верующих какого-либо
отношения (даже просто публичное обращение к ним по имени, провозглашение их имен). Оказание же на них религиозного, духовно-нравственного воздействия (проведение религиозных ритуалов с использование их имен, “перекрещивание” в другую веру) рассматривается верующими как некая форма некрофилического обряда, как страшное глумление и надругательство, оказывающие на их предков реальное отрицательное воздействие.
Все это касается верующих практически всех религиозных конфессий народов России. Именно поэтому в нашей культуре существует резко негативное отношение общества к осквернению могил, захоронений, любым манипуляциям с именами и памятью умерших людей, даже высказыванию негативных суждений о людях, которых уже нет в живых. Любое упоминание имен почивших людей в том или ином контексте считается небезразличным для них в традиционной культуре русского народа, других этнических и религиозных групп в России.
О мертвых принято говорить или хорошо, или ничего. Таким образом, действия, которые совершаются в секте мормонов с использованием имен умерших людей, оказываются глубоко травмирующими их верующих потомков, приносят им глубокие моральные и психологические страдания и справедливо оцениваются ими как проявление агрессии, акт религиозной вражды.
Безусловно, все эти обстоятельства, включая особенности отношения к усопшим предкам в религиозных традициях народов мира и нашей страны – России, хорошо известны лидерам мормонской религиозной организации. В таком случае их действия приобретают характер злонамеренного агрессивного вторжения в эту духовную сферу молитвенных отношений религиозных предков и потомков последователей традиционных религий и могут рассматриваться, в этом отношении, как сознательная провокация, направленная на возбуждение религиозной вражды в российском обществе, дестабилизацию российского общества. Принимая во внимание то, что эти действия совершаются мормонами публично и с использованием средств массовой информации, они образуют состав преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что в средствах массовой информации в настоящее время не сообщается о широкой практике обращения христиан, мусульман, верующих других религий к мормонским организациям с исковыми заявлениями о нанесении им морального ущерба
объясняется только отсутствием в российском обществе достаточно широкой и полной информации об этой стороне их деятельности. В будущем, когда россияне смогут более основательно познакомиться с учением и деятельностью секты мормонов по демонстративному ритуальному “изменению веры” их предков, следует прогнозировать множество подобных судебных исков, что, несомненно, дестабилизирует наше общество, принесет большой материальный и моральный ущерб. Кроме того, с подобными исками могут обращаться и граждане России, которые придерживаются вероучений небиблейских (языческих) религий, поскольку они так же несут моральный ущерб вследствие этой деятельности мормонов. Обычаи почитания предков в том или ином виде (включая почитание той веры, религии и образа жизни, которыми они жили) установлены практически во всех традиционных религиях и культах. Кроме того, манипуляции мормонов с именами и памятью наших предков оцениваются в российском обществе как оскорбительные и приносящие моральные страдания не только религиозными людям, но и тем, кто не исповедует никакую религию и даже теми, кто является убежденным атеистом. Это обуславливает полную этическую неприемлемость анализируемой деятельности мормонов в российском обществе.
В части 2 статьи 14 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” установлена правовая норма о ликвидации религиозных организаций в том случае, если содержание пропагандируемого ими учения нарушает общественную безопасность и общественный порядок, если совершаются действия, направленные на разжигание социальной и религиозной розни, осуществляются посягательства на личность, права и свободы граждан, наносится установленный в соответствии с законом ущерб нравственности граждан. Все эти последствия наступают в связи и в результате вторжения мормонов в частную жизнь российских граждан в результате совершения оскорбительных манипуляций с памятью их предков, прародителей.
Особенно масштабным является ущерб для нравственности граждан. Этическая неприемлемость кощунственных действий мормонских организаций, даже некоторая их “запредельность” для здорового нравственного чувства очевидна любому здравомыслящему человеку и вызывает ассоциации с самыми мрачными сатанистскими ритуалами. И действительно, эти действия мормонов в этическом отношении могут рассматриваться в одном контексте с манипуляциями сатанистов с мертвыми людьми, осквернением могил и т.п. действиями, поскольку они так же характеризуются незаконными вторжениями в духовные отношения людей со своими предками.
Конституция Российской Федерации так же запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции РФ), запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную или религиозную ненависть и вражду (часть 2 статьи 29 Конституции РФ). Действия религиозной организации мормонов по принудительному “приобщению” предков современных россиян к своей религиозной организации, сопровождаемые кощунственными аморальными ритуалами,
можно квалифицировать как возбуждающие религиозную вражду в российском обществе. Эксперты не обладают информацией, указывающей на то, что мормоны производят указанные ритуалы над вообще всеми теми давно умершими россиянами, сведения о которых им становятся известны при микрофильмировании российских архивов. Но даже если такой ритуал был совершен хотя бы над одним давно умершим россиянином, это уже является достаточным основанием для сделанных выводов.
Вывод:
Предоставление Генеалогическому обществу штата
Юта (США) российских архивных материалов в какой бы то ни было форме, в том числе через предоставление указанной организации возможности микрофильмирования российских архивов, недопустимо и противоправно в силу сказанного выше.

Доктор юридических наук, профессор
Кузнецов М.Н.

Кандидат юридических наук
Понкин И.В.
Лишь за последние несколько лет количество мормонов в нашей стране выросло на несколько тысяч. Так, уже к концу 2000 года в России было 11 тысяч мормонов (плюс более 6 тысяч на Украине), а к 2002 году их количество, согласно заявлению президента Южной Московской миссии Леонарда Ромни, превысило 15,000. В России (на август 2002 г.) действуют около 1300 (в основном из США) мормонских миссионеров (всего в бывшем СССР –более полутора тысяч).

Мормоны несомненно придают России огромное значение. 15 августа 2001 года они даже перенесли штаб-квартиру своей восточно-европейской зоны из Германии в Москву. В сентябре 2002 года Киев и Москву сподобился посетить сам глава мормонской секты – Гордон Б. Хинкли.

На конец 2004 года в России имелось 8 мормонских миссий (две в Москве и по одной в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибире, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Владивостоке), также есть по одной миссии в Латвии (в Риге) и Литве (в Вильнюсе) и две на Украине (в Киеве и в Донецке). Помимо этого есть небольшие группы миссионеров в Белоруссии, Армении, Грузии и нескольких других республиках бывшего СССР. Есть также мормонские приходы в таких городах, как Калининград, Петрозаводск, Выборг, Псков, Новгород, Рязань, Воронеж, Смоленск, Тула, Подольск, Борисоглебск, Нижний Новгород, Тверь, Зеленоград, Саратов, Ижевск, Пенза, Тольятти, Казань, Оренбург, Новокуйбышевск, Ярославль, Волгоград, Таганрог, Сочи, Новочеркасск, Краснодар, Туапсе, Пермь, Первоуральск, Уфа, Курган, Челябинск, Тюмень, Сургут, Омск, Томск, Барнаул, Улан-Уде, Красноярск, Магадан, Хабаровск, Уссурийск, Находка, Дальнегорск, Южно-Сахалинск и др. На Украине мормонские приходы есть также во Львове, Николаеве, Одессе, Иваново-Франкивске, Черновцах, Чернигороде, Ужгороде, Тернополь, Ровне, Лутске, Виннице, Черкасах, Богатом, Запорожье, Севастополе, Симферополе, Херсоне, Мариуполе, Донецке, Луганске, Харькове, Макиевке, Горловке, Сумах и др.

В Эстонии есть приходы в Таллинне и Тарту. В Латвии – в Лиепая. В Литве – в Клайпеде и Каунасе, в Белоруссии – в таких городах, как Минск, Брест, Могилев, Гродно, Баранавичи, Гомель, Витебск. В Армении есть приходы в Ереване, Гюмри, Арташат. В Грузии – в Тбилиси. В Казахстане – приход в Алма-Аты, а таже группа в Астане. Были попытки мормонов обосноваться и в Татарстане. Периодически обновляющийся перечень городов, в которых проводится миссионерская деятельность мормонов можно видеть здесь: http://www.gatheringofisrael.com/atlas/europe/europe_russia.html

Также с 1996 года в нашей стране обосновалась группа мормонов-отщепенцев под названием Реорганизованная Церковь Иисуса Христа святых последних дней. В 2000 году они переименовали себя и стали называться Community of Christ (“Община Христа”). В России последователи этой организации есть лишь в Москве, Новосибирске, Бердске и Борисоглебске. Есть также небольшие группы последователей на Украине.

И, наконец, многих может заинтересовать группа “мормонов”, существовавшая еще до официальной регистрации Церкви СПД в России. Хотя вряд ли есть основания относить эту группу к Utah Mormons, однако они сами называют себя мормонами и имеют “Книгу Мормона”. Уже "в 40-х годах прошлого столетия [XIX в. - Ю.К.], - пишет профессор-протоиерей Т.И.Буткевич в своей книге "Обзор русских сект и их толков", - в Самарской губернии в городе Новоузенске, а затем в Бузулукском и Николаевском уездах, в Колывани и других местах появились сектанты, которых обозвали мормонами". По-видимому, с американским мормонством они имеют мало общего и священник Алексей Матюшенский в первом номере Миссионерского обозрения за 1898 год говорит: "Молоканство воскресного толка по сути своей пропаганды встретилось с пропагандой хлыстовщины и произошло смешение и образовалась новая секта. Эту секту, в отличие от хлыстовской, назвали модным в то время словом "мормонской". В те годы мелкая газетная пресса много говорила об этой новой американской секте". Может быть имя этой секте "мормоны" было дано потому, что основателем ее был мнимо-американский подданный Иван Григорьев Каныгин, который своей пропагандой был хорошо известен вышеупомянутых селениях, где насадил свою секту. Но протоиерей Рождественский, живший в селе Пестравка Николаевского уезда, считает, что "основанием для такого наименования секты могло послужить допускаемое в ней, как у американцев-мормонов, многоженство, существование пророков и апостолов". Появление многоженства в секте Ивана Григорьева Каныгина, именуемой в Николаевском уезде мормонской, он объясняет так: молоканство, на почве которого возникла мормонская секта, строгое, хотя и лицемерно, в отношении к нравственной жизни своих последователей, не могло допустить в своем культе свального греха, обычного в секте хлыстовкой - с другой стороны, основатель секты и ее первые распространители не могли не видеть в свободе половых отношений одну из лучших приманок в свою секту, почему, вероятно, приняв в основное начало своей секты учение хлыстов, они (насадители секты) отвергли практикуемый у хлыстов после радения свальный грех и, вместо него, допустили многоженство, освятив его именем духовного брака. Вот почему, наверное, в некоторых местах, например, в Яблоком Враге, Николаевского уезда, в Вязовом Гаю, в Дубовом Умете, Колыване хлысты именуются и мормонами, а мормоны -хлыстами. Первое наименование хлысты считают для себя находкою, потому что с ним не связывается мысли о свальном грехе, за который многие из хлыстов были строго наказаны. "Очень скоро, нужно думать, имя "хлыстовщина" отойдет в область предания и заменится "мормонством", хотя и не имеет с настоящим мормонством ничего общего", - полагал священник Алексей Матюшенский.

"Быстрое распространение мормонства в заволжском крае, объясняется тем, - считает прот. Т.И.Буткевич, - что еще не сформировавшая в определенную религиозную систему секта включала в свое учение различные другие сектантские воззрения, что естественно заманивало людей разного вероисповедания.