Глава 11. Миссионерская деятельность мормонов. Методы вербовки, применяемые мормонскими миссионерами.
Вербовка адептов секты проводится т.н. миссионерами полного дня. В основном это юноши 19-20 лет (в редких случаях до 26 лет, а также встречаются девушки-миссионерки). Выглядят все “старейшины” (так они называют себя) одинаково и резко выделяются из толпы, особенно летом (поэтому узнать их на улице издалека не составляет проблем). Почти всегда они одеты в черные брюки, белые рубашки, скромный галстук и носят черную бирочку на груди, на которой написано, к примеру, “Старейшина Питерсон” или “Старейшина Джонсон”. Очень многие двери открываются перед ними благодаря их приветливым улыбкам и их вежливости.
Почему же эти молодые люди (а порой и девушки) приходят в наши дома?
С малых лет каждого мормона укрепляют в вере, что он член “единственной истинной Церкви на лице всей земли” и что он обладает “единственным истинным евангелием”, что соединяется со знанием, что “Бог” через своего “пророка” Джозефа Смита восстановил в XIX веке свою “Церковь” со всеми якобы утраченными прежде учениями и таинствами. Поэтому эти молодые миссионеры стоят у нас под дверью, чтобы “принести свидетельство” о “единственной истинной Церкви”. Вступив с ними в разговор, вербуемый ими человек сначала ничего и не узнает о таких особенностях мормонизма, как храмовые ритуалы, крещение ради мертвых, учение о множестве богов и т.д. Впрочем и при дальнейших посещениях, если они произойдут, на эти учения будут сделаны лишь намеки.
Перед тем, как отправиться в какую-либо страну, миссионеры секты в течение двух месяцев интенсивно изучают методы вербовки, а также язык этой страны (остальное доучивают в процессе практики). Все мормонские миссионеры при вербовке адептов обязаны следовать “Руководству для миссионеров”
. Эта книга предназначена для внутреннего пользования и ее указаниям следуют все мормонские миссионеры во всем мире. Очевидно, что кроме самих мормонов это пособие недоступно практически никому, а значит и методы вербовки данной секты фактически нигде в литературе (по крайней мере, русскоязычной) не описаны.Несомненно, что именно достаточно широко распространяемая правдивая и точная информация об особенностях учения и деятельности сект может затормозить их распространение в частности в нашей стране и сократить число жертв вербовщиков. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и вообще активные миряне Православной Церкви.
Методы нахождения потенциальных адептов у мормонов фактически не отличаются от других сект (мормонские миссионеры полного дня вербуют людей на улицах или обходят квартиры одну за другой, а
также рядовым мормонам предписано приглашать своих знакомых на встречи с миссионерами, что весьма напоминает структуру сетевого маркетинга). Из оригинальных мормонских методов завлечения людей следует отметить бесплатные занятия английским языком, которые проводят мормонские миссионеры-американцы. При этом они прибегают к конфессиональной анонимности, что характерно не для них одних. Зачитаю текст одного из таких объявлений (которое распространялось раньше мормонами в Санкт-Петербурге):Хотите учиться английскому языку?
Пожалуйста, приходите на один из наших уроков английского языка!!!
Преподаватели настоящие американцы!!! Бесплатно!!!
Далее следует перечисление дюжины адресов, по которым эти занятия проводятся. Что характерно, в этом объявлении нет ни слова о том, что занятия проводят мормоны. Подобное сокрытие информации о себе на начальном этапе вербовки, как известно, характерно не только для мормонов.
Однако все же основное внимание мы сосредоточим на том, какие уловки используют мормоны при убеждении уже завлеченного человека, чтобы он вступил в организацию. До января 2003 года после того, как человек (потенциальная жертва) был найден, с ним проводили шесть стандартных бесед. Все эти беседы были стандартны по всему миру (слово в слово) и их прослушал каждый человек до того, как стать мормоном. Теперь дословность этих бесед отменена, но тематика (при большем, чем прежде, разнообразии подачи материала и порядке повествования) осталась той же.
При проведении вербовочных встреч мормонские миссионеры используют так называемую "Модель работы с обязательствами", которая в "Руководстве для миссионеров" разделена на несколько последовательных пунктов:
(1) подготовка слушателей к ощущению влияния Святого Духа;
(2) предложение принять на себя обязательства;
(3) контроль выполнения принятого обязательства.
Прежде чем рассматривать каждую из частей более подробно, необходимо отметить, что в этой главе будет использована мормонская терминология. Так, под Святым Духом мормоны понимают приятные ощущения в области груди (поэтому в мормонских публикациях и используется постоянно выражение "почувствовать Святого Духа"). К ипостаси Святой Троицы это не имеет
никакого отношения.
ЧАСТЬ 1.
Подготовка слушателей к ощущению влияния Духа - самая детализированная часть пособия и состоит из следующих шагов:-установление доверительных отношений;
- помощь людям почувствовать и распознать влияние Духа;
- представление послания;
- выяснение степени понимания.
В процессе "обработки" могут возникать сомнения, поэтому в Руководстве для миссионеров есть специальный раздел под названием "Разрешайте сомнения", руководствуясь которым миссионеры пытаются разобраться со всеми сомнениями слушателей и подавить эти сомнения.
Разберем каждый из этих пунктов и прокомментируем те указания, которые даны мормонским миссионерам в каждом из разделов.
1) Установление доверительных отношений.
Раздел, руководствуясь которым мормонские миссионеры втираются в доверие (согласно мормонской формулировке "устанавливают доверительные отношения"), включает в себя 3 пункта-указания:
а. Знакомьтесь
б. Стройте взаимоотношения на основе общности взглядов
в. Проявляйте сочувствие
а ) Знакомство
с целью воспользоваться доверчивостью является обязательным ритуалом и включает в себя (для установления тех самых доверительных отношений) показ фотографий.При этом часто намекается на то, какие мол крепкие наши мормонские семьи.
Также если в квартире вербуемого на стене расположены какие-нибудь награды (например, спортивные), то можно не сомневаться, что миссионеры будут ими восхищаться (им так указано в руководстве) и обязательно станут расспрашивать об этих наградах. Так, приведу пример из личного опыта. В моей квартире стоит длинный книжный шкаф со множеством книжек. За несколько лет в мою бытность мормоном в квартире побывало более полусотни миссионеров. Все они, приходя ко мне впервые, говорили и восхищались, что так здорово иметь столько книг и 90
% из них далее спрашивали: "А ты все эти книги прочитал?". Это помогает расположить к себе собеседника, а также начать (здесь при помощи лести и комплиментов) вызывать те приятные ощущения, которые впоследствии обзываются “влиянием Святого Духа”.б)Стройте взаимоотношения на основе общности взглядов
Второй пункт является весьма характерным примером "эзотерического разрыва", т.е. сокрытия информации о себе на раннем этапе вербовки.
Вот примеры этого приема:
Процитирую стр. 63-64 Руководства для миссионеров:
------------
Вы можете установить с людьми доверительные отношения, поделившись с ними своими взглядами. Чтобы проповедовать Евангелие, совсем не нужно разрушать чьи-то убеждения. Лучше опирайтесь на те истины, с которыми ваши слушатели уже согласны. Подчеркивайте ваши совпадающие воззрения. При этом люди почувствуют, что вы уважаете их взгляды и будут охотнее слушать вас"
[Далее даются ситуации, одна из которых правильна, две другие – нет – Ю.К.]
Ситуация 1.
Семья Барсовых, казалось, довольно хорошо восприняла первую беседу. Во время второй беседы г-н Барсов сказал: "В нашей Церкви мы верим, что креститься должны все. Вот почему мы окропляем детей водой вскоре после их рождения".
Миссионер A: А мы, господин Барсов, не верим в крещение маленьких детей. Это - ложное учение. Мы верим, что...
Миссионер Б: Мне приятно разговаривать с людьми, которые верят, что крещение столь важно. Мы тоже верим, чтобы иметь возможность вернуться в присутствие Небесного Отца и жить с Ним. Спаситель явил нам пример крещения. Он был крещен в реке Иордан.
Миссионер В: Я рад, что вы верите в необходимость крещения для всех, но маленьким детям креститься не нужно. Они невинны до..."
[Пример Б - правильный, А и В - неправильные]
Ситуация 2.
Разнося по домам миссионерские брошюры, двое старейшин встречают человека, который говорит: "Знаете, в чем мои расхождения с мормонами? Я верю, что мы спасемся милостью Господней".
Миссионер А: Мы тоже верим, что милость Господня - важная часть нашего спасения. Можно мы войдем и обсудим это?
Миссионер Б: Мы верим, что мы спасаемся своими делами и милостью Господней. Для спасения важно и то, и другое.
Миссионер В: Мы согласны с вами. Мы спасаемся милостью Господней, но существует и другая важная часть спасения - наши дела. Можно нам поговорить с вами об этом?
[Пример А - праильный, Б и В - неправильные]
----
Сбоку на странице руководства напечатаны правильные ответы. В ситуации 1 - правильный ответ Б. В ситуации 2 - правильный ответ - А (согласно руководству). Таким образом, выбирая предписываемое поведение, мормонские миссионеры лишь обманывают людей, уходя от обсуждения сложных для них вопросов. И разумеется, подобное сокрытие информации о себе встречается и у других сект (мунитов, сайентологов и др.)
в)
Проявляйте сочувствиеПроявление сочувствия - завершающий пункт “установления доверительных отношений”. Он представляет собой попытку понять, что чувствуют и думают вербуемые люди и попытку показать это им. При этом вербуемый видит, что миссионерам он небезразличен и еще более проникается к ним доверием. Немалый вклад это имеет и в формировании положительного впечатления в виде приятных ощущений, речь о которых пойдет ниже.
2) Помощь людям почувствовать и распознать влияние Духа
Согласно следующему разделу - "Помогайте слушателям почувствовать и распознать влияние Духа" - миссионеры продолжают вербовку:
а) принося т.н. "свидетельство";
б) "делясь духовным опытом" и
в) "распознавая влияние Святого Духа".
а) Приносить свидетельство на мормонском новоязе значит регулярное повторение мантры "Я знаю, что эта Церковь истинна". Это знание приобретается мормонами во время молитвы при помощи теплых ощущений в области груди. Это считается "ощущением Святого Духа", но об этом позже. Как я уже сказал, Святой Дух в мормонском понимании не имеет никакого отношения к ипостаси Святой Троицы.
Итак, приносить свидетельство для миссионеров значит говорить с уверенностью, что они знают, что то, чему они учат, истинно. Также свидетельства во время бесед должны прямо относиться к тому принципу, которому они обучают ("Я знаю от Святого Духа, что священство было восстановлено" и т.д.).
Однако интересно также заявление мормонского апостола Бойда К. Пэкера, которое приведено в пособии как руководство к действию:
"О если бы я мог научить вас этому одному принципу! Свидетельство должно обретаться в то время, когда вы приносите свидетельство. В самой вашей тяге к священному знанию скрывается этот 'скачок в веру' как называют его философы. Это случается в тот момент, когда вы подходите к границе света и вступаете во тьму всего лишь на шаг или два, чтобы убедиться, что путь впереди светлее. 'Светильник Господень, - гласит Священное Писание, - дух человека' (см. Притчи 20:27). - Воистину так.
Одно дело - почерпнуть свидетельство из прочитанного или услышанного; и именно с этого следует начинать. И совсем другое дело - ощутить в своей груди подтверждение от Святого Духа об истинности своего собственного свидетельства. Можно ли сомневаться в том, что оно будет вам дано как раз тогда, когда вы делитесь им?
Отданное вами возвращается вам с избытком!" ("The Candle of the Lord," Ensign, Jan. 1983, pp. 54-55.)Интересное заявление. Отсюда можно сделать вывод: если мормонский миссионер приносит свидетельство и говорит, например, "Я знаю от Святого Духа, что священство было восстановлено", то это не обязательно значит, что он обладает духовным знанием об этом, это может также обозначать, что он тем самым ожидает получить эту уверенность. Он может приносить свое “свидетельство” в попытке приобрести оное. Тот факт, что миссионеров учат выражать свои убеждения в попытке приобрести эти убеждения, - еще один пример предписывания действий, небезупречных с нравственной точки зрения.
б) Делитесь духовным опытом
Второй пункт "помощи" слушателям "почувствовать и распознать влияние духа" называется "делитесь духовным опытом".
Руководство для миссионеров на стр. 76 цитирует слова ныне покойного Брюса МакКонки:
"Возможно, это идеальный пример - учить тому, о чем говорится в Священных Писаниях, а затем скреплять это печатью реальной жизни, рассказывая о похожих событиях, имевших место в наше время и с нашими людьми и - что было бы просто идеально - с нами самими" (The How and Why of Faith-promoting Stories," New Era, July 1978, pp. 4-5).
Миссионеров учат приводить простые, яркие и прямонаправленные примеры из жизни. Они должны сосредоточить историю на нужных моментах ("то, что имеет отношение к делу"), упоминая только воодушевляющие моменты.
Одно из указаний в этой области гласит: "Не рассказывайте о своих прошлых прегрешениях, даже если вы пытаетесь помочь кому-то справиться с теми же проблемами, которые когда-то были у вас" (Руководство для миссионеров, стр. 76)
Интересно отметить, что в Священном Писании, и даже в мормонских священных книгах, неоднократно упоминается о "прошлых прегрешениях" действующих лиц, будь то, когда Давид совершил прелюбодеяние и убийство, Петр отрекся от Христа, Алма младший (персонаж Книги Мормона) пытался разрушить церковь или Иосиф Смит не послушался указаний бога и отдал рукопись Книги
Мормона Мартину Харрису. Но теперь мормонских историков отлучают за то, что они рассказывают всю правду, а мормонских миссионеров учат показывать только выгодную сторону медали. В этом для мормонов есть определенная выгода. Если рассказывать только о приятных вещах, то это будет способствовать приятным ощущениям (а ведь следующим шагом является навязывание мнения, что эти приятные ощущения и есть Святой Дух), а если говорить о чем-либо не столь воодушевляющим, то и приятных эмоций как не бывало.
в) Распознавайте влияние Святого Духа
Второй подпункт в этом разделе называется “Распознавайте влияние Святого Духа”
Руководство для миссионеров не дает четких рекомендаций, как конкретно распознать влияние Святого Духа. Скорее создается впечатление что, что бы ни чувствовал слушатель во время беседы, это на самом деле Святой Дух. В разделе Руководства для миссионеров, в котором говорится о том, как “развить в себе качества, присущие Христу”, содержится следующее указание:
"Вы должны научиться отличать свои собственные желания и чувства от внушений Святого Духа. Откровение от Господа всегда пребывает в гармонии со Священными Писаниями и откровениями Пророков Господних" (Руководство для миссионеров, стр. 28)
Здесь говорится, что внушения Святого Духа нужно отличать от собственных чувств и эмоций, но конкретных рекомендаций не приводится.
Возвращаясь к разделу про модель работы с обязательствами, здесь миссионерам приводятся следующие указания:
"Просите слушателей объяснить вам свои ощущения, прежде чем вы скажете им, что они чувствуют влияние Духа." (стр.81)
Таким образом, любые чувства и эмоции во время бесед истолковываются мормонами как "ощущение Святого Духа". Это очень важно так как далее слушателям будет внушено, что раз это ответ от Бога, то любые доводы здравого смысла против мормонизма можно игнорировать.
3) Представьте послание
3-й раздел первой части (представьте послание с верой) состоит из трех пунктов:
а) Представьте послание с верой
б) Излагайте послание ясно
в) Послание должно быть конкретным и четко направленным
а ) Предстаьте послание с верой.
Представить послание с верой подразумевает несколько моментов.
Во-первых, миссионеры должны пытаться чувствовать уверенность в том, что слушатели поверят тому, чему их обучают, а также примут и выполнят обязательства, которые ведут к крещению.
Также этот пункт подразумевает, что миссионеры должны представить послание с уверенностью, что их послание истинно, не зависимо от того, действительно ли они абсолютно уверенны, что оно истинно. Вот примеры, которые приводятся в Руководстве для миссионеров на стр. 87 ("неудачные" - это те примеры, которых миссионеры должны избегать) :
-----------
Неудачный пример
"Я достаточно твердо знаю, что Джозеф Смит есть или был пророк Бога"
Удачный пример:
"Джозеф Смит - пророк Бога"
Неудачный пример:
"Мы полагаем, что крещение очень важно"
Удачный пример:
"Чтобы попасть в Царство Божье мы должны креститься и стать членами Церкви Иисуса Христа"
Неудачный прмер:
"Я в Церкви уже почти четыре года. Евангелие - это самое лучшее из всего, что я до сих пор встречал".
Удачный пример:
"Господь свидетельствовал, что это - 'единственная истинная и живая Церковь на лице всей Земли' (см. У. и З. 1:30). Я знаю, что это - истина".
В менее удачных примерах содержатся слова, говорящие о сомнении, например, "достаточно твердо знаю", "полагаем" и "самое лучшее из всего, что я до сих пор встречал". В удачных примерах используются слова, демонстрирующие уверенность в этих учениях, такие, как "я знаю" и "мы должны"
-------------------------
В менее удачных примерах содержится не только сомнение, в них содержится честность. Когда кто-нибудь высказывает больше уверенности в своей позиции, чем у них на самом деле есть, то это и есть нечестность. Нечестность во имя веры - это все же нечестность. Когда миссионеры поступают так, они, по-видимому, считают такие поступки своим долгом. Но руководители, которые учат миссионеров высказывать больше уверенности, чем у них на самом деле есть, вряд ли делают это искренне.
Как ни странно, частью раздела "представьте послание с верой" является указание не извиняться во время представления беседы:
"Представляя послание с верой, вы не должны извиняться за то, что учите кого-то Евангелию Иисуса Христа. Рассмотрите следующие примеры:
Менее удачный пример:
Я очень сожалею, что мы отняли у вас столько времени. Мы не смотрели на часы. Надеюсь, что вы простите нас"
Удачный пример:
"Мы признательны вам за то, что вы предоставили нам время и позволили поделиться с вами этим посланием. Я чувствую, что вы понимаете, как много оно для вас значит"
Менее удачный пример:
"Если бы мы знали, что обучение вызовет в вашей семье такие разногласия, мы бы не стали настаивать. Мы очень сожалеем"
Удачный пример:
"Мы чувствуем, что ваша семья настроена против того, чтобы вы учились Евангелию. Я знаю, что знакомство с Церковью - это благое дело. Нам очень жаль, что ваша семья не разделяет ваших желаний"
(Руководство для миссионеров, стр. 87-88)
------------------------------------
Так что если миссионеры, придя к вербуемому им человеку без приглашения дабы "представить послание", оторвут его от каких-нибудь важных дел или разбудят после ночного дежурства, с которого он недавно вернулся, то извиняться они не должны. Правда опыт показывает, что у мормонских миссионеров срабатывают общечеловеческие ценности и, вопреки указаниям свыше, они в подобных случаях иногда извиняются.
И, наконец, последний комментарий к этому пункту.
На странице 89 Руководства для миссионеров приводятся три заключительных указания:
1. Преподносите учения как факты.
[Как мы уже видели, это значит выдавать желаемое за действительное.]
2. Не приносите извинений за обучение Евангелию Иисуса Христа
3. Избегайте разногласий и споров
[Здесь миссионеры должны пользоваться рассмотренным ранее приемом под названием "Установление отношений на основе общности взглядов", т.е. скрывать спорные моменты с целью избежать проблематичной для них дискуссии].
б) Излагайте послание ясно.
Миссионеров учат говорить ясно во время бесед, избегать монотонности и менять тональность речи с целью выражать свой энтузиазм, свое воодушевление, благоговение и другие чувства.
Сюда же относятся указания использовать "визуальный контакт" и пользоваться языком жестов.
стр. 92 Руководства для миссионеров:
1) "Проводя беседы, разговаривая с кем-то у дверей или останавливая кого-то на улице, очень важно установить с человеком хороший визуальный контакт. "Язык взглядов", ваша манера смотреть на собеседника помогут ему увидеть ваше расположение к нему и почувствовать важность того, о чем вы ему говорите. Не надо постоянно смотреть человеку в глаза; пусть это будут частые взгляды, каждый продолжительностью в несколько секунд"
2) "Если вы правильно сидите, в меру жестикулируете и к месту улыбаетесь, вы сможете лучше выразить свое доброе отношение к людям и расположить их к тому, чтобы они выслушали ваше послание"
в) Послание должно быть конкретным и четко направленным
Это один из самых сложных моментов для осуществления. Идея заключается в том, что послание должно быть адресовано конкретным людям и его нужно адаптировать в зависимости от возраста, воспитания и жизненного опыта человека (при этом миссионеры держат перед собой точный текст соответствующей из шести бесед) . Сюда же относится использование более простого языка
для тех, кто в этом нуждается (напр., для детей, иностранцев), уделение большего количества времени для тех принципов, которые сложнее поддаются пониманию слушателя или вызывают наибольшее количество недоумений.
4) Выясняйте степень понимания
Раздел "Выясняйте степень понимания" состоит из трех пунктов:
а. Умейте слушать
б. Задавайте подходящие вопросы
в. Задавайте дополнительные вопросы.
а) умейте слушать
Выяснить степень понимания означает узнать, что думает и чувствует слушатель в ответ на послание. Первый пункт - умение слушать. Миссионеров учат не только слушать то, что говорит интересующийся, но и обращать внимание на невербальные способы коммуникации. Сюда же относится рекомендация перефразировать воспринятое ("Перефразировать - это значит
выразить своими словами то, что сказал слушатель, чтобы узнать, правильно ли вы его поняли", стр. 105)б) задавайте подходящие вопросы
Миссионеров учат задавать вопросы в следующих случаях (стр. 109 Руководства для миссионеров):
- когда Дух внушает вам это;
- когда это указано в правой колонке текста бесед;
- когда вид слушателя говорит о смущении или неуверенности;
- перед обучением - для знакомства: чтобы узнать о семье слушателя, о его работе и интересах;
- после обучения: чтобы узнать, понимает ли слушатель то, чему вы его учили, и верит ли он этому;
- перед изложением учения (принципа) или проведением беседы: чтобы узнать о взглядах слушателя.
Чтобы выяснить, понимает ли слушатель принцип или учение, миссионеров учат не задавать вопросов, требующих ответа "да" или "нет", а вместо этого задавать вопросы, требующие рассуждения, ответы на которые покажут точку зрения человека.
Их также учат избегать вопросов, "рассчитанных на получение угодного ответа".
Далее на стр. 110 говорится:
"Вам следует задавать вопросы, поддерживающие беседу между вами и слушателем "на равных". Для этого задавайте такие вопросы, чтобы слушателям было видно, что вам интересны их мысли и чувства и что вы с уважением относитесь к тому, что они говорят".
в) задавайте дополнительные вопросы
Этот пункт дает указания, как вести себя в ситуациях, когда интересующийся не уверен или сомневается относительно того, чему его учат. В этих случаях миссионеров учат задавать вопросы и слушать ответы с целью выяснить, что именно тревожит слушателя и переспросить, правильно ли они его поняли. При этом нужно задавать вопросы так, чтобы у слушателя не возникло ощущения, что его допрашивают. Миссионеры должны проявить неподдельный интерес к его потребностям и чувствам.
5) Разрешайте сомнения
Следующий раздел - "Разрешайте сомнения".
Каждый раз, когда во время использования модели работы с обязательствами у слушателя возникают сомнения, дальнейшее проведение бесед может быть проблематичным, и миссионерам на этот счет даны рекомендации, как сглаживать подобные ситуации.
а) Выявляйте сомнения слушателей
1-й пункт - Выявляйте сомнения слушателей. При рекламировании товаров, когда у потенциального покупателя возникают "сомнения" в качестве рекламируемого изделия, он обычно не высказывает четких причин, почему ему товар не нравится. Вместо этого обычно отделываются общими фразами, которые подходят в качестве миловидного предлога для отказа и лишь очень редко высказывают реальные причины. Задача торгового агента в данном случае копнуть глубже и выяснить реальные причины, побудившие к отказу, а также при возможности их устранить (переубедить потенциального покупателя).
То же самое происходит и в сетевом маркетинге на религиозной почве, то есть когда мормонские миссионеры пытаются обратить кого-либо в свою веру. Если при проведении бесед миссионеры заметят сомнение, то они начнут задавать слушателю вопросы с целью выяснить реальную причину. Когда им покажется, что они ее нашли, то они выразят ее своими словами и спросят, правильно ли они ее поняли.
б) Обсуждайте сомнения слушателей.
2-й пункт - Обсуждайте сомнения слушателей.
После того, как миссионерам покажется, что они понимают сущность сомнения слушателя, они попытаются обсудить его с этим человеком. Они захотят дать понять, что сомнения не разрушат налаженных вышеописанным способом доверительных отношений, а также попытаются, чтобы решение вопроса прозвучало из уст собеседника. Они обязательно спросят, что, по мнению слушателя, нужно сделать для разрешения вопроса. Они также ненавязчиво направят человека в нужном для них направлении. И, наконец, они сами могут дать собственный совет по заданному вопросу.
Вот какие указания даются в руководстве:
------
Миссионеры часто чувствуют, что для того, чтобы разрешить сомнения слушателей, им следует принести свидетельство или поделиться своим духовным опытом, стихами из Священных Писаний либо привести какие-то примеры. Однако во многих случаях было бы лучше просто помочь людям самим найти решение. Обратите внимание на различие между следующими двумя реакциями на сомнение слушателя.
Г-н Данилов: Один из моих сослуживцев, господин Чернов, сказал, что мормоны не христиане. Он сказал, что вы поклоняетесь пророку и почти не уделяете внимания Иисусу Христу.
Ответ миссионера А
: Из названия нашей Церкви следует, что мы, конечно же, верим в Христа. Я приношу вам свое свидетельство, что Иисус Христос есть краеугольный камень нашей религии.Ответ миссионера Б
: Мне понятно ваше сомнение, господин Данилов. Принимая во внимание то, о чем мы рассказывали, как вы оцениваете теперь слова господина Чернова?Чтобы помочь г-ну Данилову разобраться втом, что его беспокоит, миссионер задал ему один вопрос. Объяснение, что мормоны – христиане, не столь убедительно, как предоставление слушателю возможности самому найти ответ.
Прочитайте следующий диалог и обратите внимание на то, как этот миссионер задает вопросы, помогающие слушателю обдумать, что же его беспокоит. Сыграйте роль миссионера, а ваш напарник пусть возьмет на себя роль слушателя.
Слушатель
: Мне очень понравились эти беседы, но я чувствую, что, прежде чем продолжить наши занятия, мне нужно будет поговорить о вашей Церкви с кем-нибудь еще.Миссионер: Спасибо вам за вашу откровенность, брат Дунаев. Кто, по вашему мнению, мог бы быть подходящим собеседником?
Слушатель: Господин Вознесенский, священник; он давний друг нашей семьи. Я мог бы спросить его мнение.
Миссионер: А как вы думаете, каким может быть его мнение о другой церкви?
Слушатель: Ну, он, конечно, не верит в мормонскую Церковь, но по крайней мере он сможет высказать другую точку зрения.
Миссионер постарался помочь слушателю подумать о том, что мог бы сказать о Церкви священник. Вы тоже можете помочь слушателям предвидеть результаты принимаемых ими решений. Продолжая чтение диалога, обратите внимание на то, как это делает данный миссионер.
Миссионер:
Вам важно адекватно относиться к тому, о чем мы вам рассказываем, и я понимаю ваше сомнение. Каковы некоторые способы, с помощью которых мы просили вас узнать об истинности нашего послания?Слушатель: Я понимаю, о чем вы говорите. Я помню, что вы просили меня молиться и читать Книгу Мормона.
Миссионер: Как вы относитесь к тому, чтобы изучать Священные Писания и в молитве спрашивать Господа о Церкви Иисуса Христа святых последних дней?
Слушатель: Я знаю, что Бог отвечает на молитвы. Я думаю, что это именно то, что мне нужно делать.
Таким образом, и здесь мы вновь становимся свидетелями тому, как мормоны стремятся эмоциональные переживания поставить выше чего бы то ни было.
в) Помогайте разрешать сомнения
Руководство для миссионеров приводит три возможных случая, когда слушатель “не может” самостоятельно разрешить сомнения и ему требуется конкретная “помощь” миссионеров:
- "неверная или неполная информированность" слушателя;
- "они могут не до конца понимать" то, что говорят миссионеры;
- когда слушатели "слышали о необычных учениях и фактах, которые им трудно принять, например, о многоженстве" ("Руководство для миссионеров", стр. 133)
Миссионеров учат объяснять слушателям незнакомые термины и использовать свой личный опыт, примеры и Священные Писания.
Далее в Руководстве говорится:
"Воодушевляйте слушателей на обретение свидетельства о Книге Мормона. Это действенный способ помочь им разрешать серьезные сомнения. Узнав об истинности Книги Мормона, они смогут принять и другие Евангельские истины"
Опять любые противоречия, согласно мормонам, должны быть сняты на эмоциональном уровне. И здравый смысл, Библию и все остальное, по их мнению, можно и нужно будет игнорировать.
Также, хотя миссионерам и дается указание опираться на свой собственный опыт, примеры и на то, что написано в Священных писаниях при разрешении сомнений, связанных с "необычными учениями и фактами" мормонской церкви, в то же время миссионерам запрещается читать книги, в которых эти учения и факты описываются. Неудивительно, что миссионеры не разбираются в этих вопросах, а на вопросы про многоженство отделываются ответами типа "эта практика была учреждена лишь для того, чтобы мужчины могли заботится о большем количестве вдов и детей"
Возможно, эти рекомендации исходят из того, что мормонские руководители понимают, что в истинность их церкви легко поверить, если оставаться в невежестве. Веры в истинность церкви среди миссионеров легко добиться, если они вообще не знают о подобных фактах, т.к. им запрещено о них знать. И обращение в веру легче достигается, когда не знающие всей правды миссионеры (а следовательно искренне верующие в истинность и более эффективные в своей работе) передают дезинформацию по подобным вопросам.
ЧАСТЬ 2. " Предлагайте принять обязательства"
1) "Сделайте конкретное предложение".
1-й из двух разделов - "Сделайте конкретное предложение".
Кульминационной частью каждой беседы является момент, когда миссионеры просят слушателя принять обязательство. Когда они просят принять обязательство, они должны делать это уверенно, прямо, конкретно и ясно. Почти всегда эта просьбы начинается со слов: "Будете ли вы...", что требует ответа либо "да", либо "нет". Например, в качестве удачного примера в Руководстве для миссионеров рассматривается следующее "приглашение": "Будете ли вы соблюдать закон десятины, отдавая Господу десять процентов своего дохода, когда креститесь?" (Руководство для миссионеров, стр. 143)
Зачастую эти “приглашения” принять обязательство содержат манипулятивные формулировки типа "будете ли вы следовать Божьему закону того-то и того-то" или "последуете ли вы примеру Иисуса Христа, сделав то-то и то-то". Конечно, миссионеры могут извращать и извращают трактовки законов Бога или путь Иисуса Христа, но
после установленных “доверительных отношений” далеко не каждый человек, ощутивший приятное (в эгоистическом смысле) чувство, будет хоть в какой-то мере задумываться над реальным положением вещей.К тому же вряд ли кто-либо не захочет “последовать примеру Иисуса Христа”. Вот только в мормонской церкви Господь не крестился. Но, по-видимому, для наших мормонских друзей это все мелочи.
2) Подтверждайте обязательство
2-й раздел - Подтверждайте обязательство
Подтвердить обязательство означает повторить это обязательство со слушателем с целью выяснить, понимает ли слушатель правильно, на что он согласился (не в смысле последствий, а в смысле содержания обещания) и испытывает ли он желание выполнить это обязательство. Миссионеры также должны выразить уверенность в слушателе и свою веру в то, что Господь “поможет ему выполнить обязательство”.
Слушатели различаются по большей или меньшей степени желания исполнять обязательства. Указание выражать одинаковую уверенность по отношению ко всем равносильно указанию быть неиcкренними.
Часть 3.
“Контролируйте выполнение”.И, наконец, последняя (третья) часть "модели работы с обязательствами" - Контролируйте выполнение.
В нем высказывается два указания: "организуйте контрольные встречи" и "организуйте регулярные встречи".
1) Организуйте "контрольные" встречи
Сразу после того, как слушатель соглашается принять обязательство, миссионер должен рассказать ему, как он проследит (проконтролирует) выполнение этого обязательства. Если обязательство - посетить воскресное собрание, то миссионеры договорятся, когда зайти за слушателем, чтобы показать дорогу. Если обязательство - следовать слову мудрости, то миссионеры вежливо попросят отдать им чай и кофе (и сигареты, если человек курит).
Другим моментом является указание выразить уверенность, что человек сможет выполнить обязательство и будет благословлен за это. Опять же это делается независимо от того, что искренне думает миссионер. Он все равно должен выразить уверенность.
2) Организуйте регулярные встречи.
Частью процесса контроля выполнения является поддержание контакта со слушателем. Предполагается, что миссионеры будут посещать слушателя как минимум через день, между беседами проводя "контрольные встречи", которые, как правило, должны быть короткими. Во время этих встреч
они будут спрашивать, читаете ли вы Книгу Мормона, есть ли у вас вопросы и т.д.Как правило, "контрольные встречи" бывают двух типов.
Миссионеры всегда спросят слушателя, читает ли он Книгу Мормона (те отрывки, которые он обязался прочитать). Если нет, то они "помогут" выполнить обязательство. Они просто предложат прочитать книгу вместе. Таким образом, обязательство будет формально выполнено. Если слушатель прочитал, то они спросят, есть ли у него вопросы. Часто интересующиеся обеспокоены тем, что герой Нефий отрубает голову злодею Лавану в 4-й главе Первого Нефия, на это миссионеры отвечают, что это насилие во имя (и по указанию Господа) и при данных обстоятельствах оно приемлемо.
"Контрольные встречи" используются для поддержки, воодушевления и поддержания энтузиазма слушателя в то время как он меняет свои повадки и привычки на повадки и привычки хрестоматийного мормона.
Итак, подведем некоторые итоги общих принципов миссионерской деятельности секты.
Вербовочная деятельность мормонов включает в себя различные манипулятивные методы, среди которых основные:
навязывание обязательств, с использованием формулировок, которые делают отказ от обязательств весьма неудобным.