Введение.

За последние полтора десятилетия жители России оказались свидетелями бурного роста разного рода сект. Деятельность многих из них носит агрессивный характер. Проповедники большинства встречающихся деструктивных культов с успехом используют отсутствие у собеседников правдивой информации об учении и истории сектантских обществ. Во многом отсутствует также разработанный полемический аппарат, с помощью которого христианин мог бы успешно противодействовать миссионерам тоталитарных религиозных групп.

Некоторую помощь оказывают отдельные книги и брошюры, касающиеся различных аспектов сектантских движений. К сожалению, необходимо отметить, что работы русскоязычных авторов о мормонах являются далеко не полными и недостаточными для ведения всесторонней полемики с сектантами.

Секта мормонов, официально известная под названием “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней”, на данный момент является одним из наиболее активнодействующих тоталитарных религиозных объединений из действующих в нашей стране.

Если еще пару десятков лет назад слово “мормоны” было непривычно русскому уху, и в нашей стране о них знали лишь специалисты-религиоведы и люди, занимающиеся американской историей (или уж в крайнем случае, знакомство с мормонами ограничивалось “Этюдом в багровых тонах” А. Конан-Дойля), то сейчас большинство населения нашей страны (особенно в крупных городах) как минимум слышали о существовании данной организации, а многие даже подвергались попыткам вербовки со стороны мормонских миссионеров.

Благодаря активной вербовочной деятельности, миссионерам секты удалось привлечь в свои ряды немало представителей различных конфессий. На территории России главные усилия проповедников направлены в основном на невоцерковленных и маловоцерковленных членов Русской Православной Церкви, причем деятельность мормонских миссионеров в этом отношении приносит плоды. Так, со 150 членов в июне 1990 года численность секты мормонов в России по их собственным спискам превысила в августе 2002 года 15,000 человек (http://www.tmtmetropolis.ru/metropolis/stories/2002/08/23/105.html).

В основном мормонские миссионеры – это молодые люди (хотя есть и девушки) в возрасте 19-21 года { Хотя формально мормонским миссионером может стать член их организации мужского пола в возрасте до 26 лет (для женщин возрастного ограничения не существует)}, прибывшие к нам с 1,5-2-х летним миссионерским заданием. Они очень выделяются из толпы – юноши всегда носят черные брюки, белую рубашку с галстуком, а на груди табличку с фамилией (к примеру, “старейшина Джонсон” или “старейшина Питерсон”) и указанием принадлежности к мормонской церкви. Как правило, это американцы. Они вежливо, но настойчиво предлагают окружающим прибегнуть к “пророку” Джозефу Смиту и его “Книге Мормона”, без которых якобы невозможно приблизиться к истинному пониманию Библии и христианства. Эти миссионеры ведут активную вербовочную деятельность по всему миру (в том числе и в России), всегда настаивают, что являются христианами, но за завесой этого "христианства" скрывается вульгарный оккультизм и язычество (Подробнее об этом в главах 1, 8 и 9.). Заранее спланированная, зачастую нечестная тактика этой группы вводит в заблуждение ничего не подозревающих людей, и не имеющих духовной опоры христиан (Подробнее о методах вербовки – см. главу 11). Поэтому главная задача этой книги предупредить об опасности, исходящей от мормонов и рассказать о тех неприглядных сторонах учения, которые утаят во время первых встреч мормоны.

Деятельности и учению “Церкви Иисуса Христа Святых последних” дней посвящены некоторые работы иностранных специалистов. Для иллюстрации можно привести труды М. Кована “В ответ на заявления мормонов”, У. Мартина “Царство культов”, Дж. Анкеберга и Дж. Уэлдона “Факты о церкви мормонов”, Д. Макдауэлла и Д. Стюарта “Обманщики”, а также Э. Кайзера “Как противостоять мормонам” в которых, впрочем, авторы не касаются некоторых важных особенностей вероучения рассматриваемой секты Пожалуй, на данный момент самой подробной работой о мормонах на русском языке остается переведенная книга Дж. Бидля "Жизнь мормонов в Юта или таинства и преступления мормонизма". Однако основное внимание в книге уделяется истории секты, к тому же немалая часть книги безнадежно устарела (книга была издана в 1872 году).

Надо сказать, что многие важные аспекты деятельности мормонов нашли отражение в исследованиях других иностранных специалистов (см. библиографию). К сожалению, большинство этих трудов не переведены на русский язык. Немалую работу в этом направлении ведет Центр Апологетических исследований, издавая переводы статей западных авторов (впрочем, есть ряд неплохих статей, написанных непосредственно сотрудниками центра).

Существует также несколько работ по мормонам, написанных православными авторами (Например, А.Л. Дворкин “Пророки и боги мормонов” и О. Казаков “Плач о мормонах”). Ценность этих работ - в разборе учения секты с точки зрения православной догматики, однако все они носят лишь обзорный характер и не освещают многие принципиальные детали.

Предлагаемая работа пытается хотя бы отчасти восполнить тот пробел, который не нашел достаточного отражения в современной русскоязычной литературе о мормонах. В книге будет предпринята попытка дать подробное описание истории и вероучения мормонов с привлечением исторических документов, научных данных, Библии и писаний самих мормонов, а также другой литературы секты “для внутреннего пользования”.

Я не претендую на полный охват абсолютно всего существующего материала по мормонам, однако хотелось бы, чтобы многие малоизвестные в нашей стране факты о деятельности, истории и вероучении секты стали более широко известны.

С самого своего основания секта мормонов заявляла, что все другие Церкви - отступнические, и что церковь СПД - "единственная истинная и живая Церковь на лице всей Земли" (Учение и Заветы 1:30). Мормоны также заявляют, что лишь их организация имеет “власть священства” и что их церковь “руководима откровением через пророков и апостолов”.
Я не собираюсь оспаривать тот факт, что многие мормоны - искренние и вежливые люди, приятные в общении. Но таких же людей можно найти и в христианских церквях и даже почти во всех религиях мира.
Также я глубоко убежден в том, что никакая истина не боится исследования, и раз уж сами мормонские руководители неоднократно допускали возможность проверки или исследования истинности их церкви, то, по-видимому, рядовые мормоны также не должны против этого возражать.
Так, президент Джозеф Филдинг Смит, десятый пророк
Церкви Иисуса Христа святых последних дней, заявлял: "Если Иосиф Смит был обманщиком, который намеренно пытался ввести людей в заблуждение, то он должен быть разоблачен; его заявления должны быть опровергнуты, а также должна быть показана ложность его учений, ибо невозможно, чтобы учения мошенника гармонировали во всех деталях с Божественной истиной. Если его претензии и заявления были основаны на мошенничестве и обмане, то было бы множество ошибок и противоречий, которые можно было бы легко обнаружить. Доктрины лжеучителей не выдержат проверки, когда их будут проверять общепринятыми стандартами, Священными Писаниями... Мир не смог указать на что-нибудь непоследовательное, негармоничное в откровениях Иосифу Ситу по отношению к тому, что было открыто раньше или предсказано пророками и Самим Господом" (Doctrines of Salvation, Vol. I, p. 188-189).
Итак, если в мормонской истории и доктрине есть "множество ошибок и противоречий", которые "легко обнаружить", то их необходимо обнародовать.
Этому и будет посвящена данная книга. Я буду очень благодарен читателям за комментарии, дополнения и конструктивную критику относительно содержания книги. Их можно высказать по адресу:
yurak@mail.ru